2084 год. В Кракове никогда не гаснут неоновые огни, а небо, как завещал Гибсон, напоминает телеэкран, настроенный на пустой канал. Главного героя играет Рутгер Хауэр — в кадре, конечно, то и дело мелькают голуби. Сомнений нет: авторы Observer вдохновлялись «Бегущим по лезвию» и прочей классикой жанра. Но не стоит думать, что дело ограничится одними лишь заимствованиями у классики жанра. Bloober Team удается уловить самую суть киберпанка — и передать её так, как не удавалось почти никому до них.

«Смысл киберпанка легко потерять, если смотреть только на неон и косухи» — Майк Пондсмит

Формально Observer заявлена как ужастик. Странно вступать в спор с авторами, но хоррор из нее такой себе. Observer — это прежде всего философский рассказ. Это детектив. Это история отца и сына, история ошибок и прощения. Ах да, ещё тут и впрямь есть монстр, который за вами охотится, но как раз эта часть действа реализована слабее всего. Зато со всем остальным Observer справляется на отлично, а мир игры авторы описывают невероятно искусно и почти без слов.

В Пятой Польской республике в 2084 году все живут под контролем «Хирона». Корпорация-государство пристально следит за всеми. Компания производит всё: от детских книг до компьютеров и микрочипов, которые носят почти все граждане страны. И неслучайно для Пятой Республики выбрали гнетущую эстетику развитого социализма: как и для СССР, для «Хирона» не существует отдельных людей. Есть только рабсила, которую надо контролировать от и до.

Согласишься сотрудничать и подчиняться — получишь новенькие имплантанты, протезы и хорошую должность. Откажешься — останешься на обочине жизни, в разваливающейся хрущобе с такими же отверженными: людьми даже не второго, а третьего сорта. Попробуешь выступить против? Найдут, поймают, и заставят выложить всю правду. За теми же, кто не захочет говорить даже после пыток, пришлют Наблюдателя полиции. Того, кто может проникать в чужие сознания, того, кто узнает все ваши сокровенные мысли и секреты. Роль одного из таких Наблюдателей, офицера Даниила Лазарски, берём на себя мы. Озвучивает его Рутгер Хауэр. И легендарный актёр — одна из главных удач игры.

«Отец киберпанка» Уильям Гибсон как-то сравнил одного из своих героев с частным детективом Филипом Марлоу, героем романов Реймонда Чендлера. Именно таким получился и Лазарски. У него и немалый жизненный опыт, и усталость, и изрядная доля цинизма: иначе в этом мире нельзя. Судьба обошлась с полицейским сурово — когда-то он совершил ошибку, и любимый сын отвернулся от него. Да и собственное тело ему уже не принадлежит: имплантанты контролируют организм, вводя нужные препараты. Переволновался? Получи дозу успокоительного. Картинка перед глазами начала расплываться и распадаться на пиксели? Значит, пора принимать лекарство для синхронизации мозга с поставленными в него железками.

Но ни модификации, которые позволяют видеть в темноте и сканировать электронные устройства, ни способность читать даже самые сокровенные мысли других не сделали из главного героя бечувственного робота или безвольное оружие «Хирона». Не угасло в нем и желание примириться с сыном Адамом. И поэтому, когда после долгих лет разлуки тот неожиданно оставляет загадочное послание, сыщик не может не откликнуться. Хауэр вжился в роль блестяще: в его голосе достаточно и решимости, и циничной усмешки, и человеческой теплоты. Даже дежурное «Даниил Лазарски, полиция Кракова, могу я с вами поговорить?» звучит в его устах всегда по-разному: то грубо, то устало, то приветливо. Он — тот самый видавший виды детектив из нуарного фильма, которым нам так хочется себя почувствовать.

 

«С человеком можно сделать всё, что угодно. Как с крысой» — Брюс Стерлинг

Второй большой плюс Observer — мастерски переданная атмосфера тоталитарного киберпанка. При этом Bloober Team не приходится создавать целый город и плести международные заговоры. Природа тоталитаризма отлично раскрывается и в одной полуразвалившийся хрущёвке. Не через муторные диалоги или километровые описания в инвентаре, а через плакаты на стенах, короткие логи на чужих компьютерах, и через воспоминания других людей, по которым путешествует главный герой.

Старые газовые плиты, лакированные бабушкины серванты со скрипучими дверцами, горы немытой посуды со сколотыми краями, толстые целлофановые пакеты, убранные в духовку, дребезжащий вентилятор… Всё это придуманное будущее до боли похоже на наше вполне реальное прошлое. Штукатурка осыпается со стен, протекают трубы; в квартире на втором этаже муж регулярно избивает жену, а сосед с первого только что повесился. А то, что повсюду стоят современные системы наблюдения и компьютеры, и у каждого второго жильца обветшалой коммуналки в мозгу сидит высокотехнологичный чип, записывающий всю их жизнь, никак не скрашивает и не улучшает действительность. Местные давно уже смирились с тем, что живут на дне, и почти не пытаются выкарабкаться.

Кроме Адама Лазарски, конечно. Но что он, благонадёжный сотрудник «Хирона», делал в этом богом забытом месте? Чей труп лежит в его квартире? И что за монстр то и дело возникает в воспоминаниях жертв? Просто искажённый предсмертным страхом образ убийцы? Вот только откуда на месте преступления взялись шерсть и кровь неизвестного происхождения? Кажется, в этих стенах завелось нечто куда хуже крыс и тараканов. Хуже торговцев детьми, которые неумело маскируются под продавцов голубей редкой породы. И даже хуже «левого» хирурга, который пересаживает органы в подвале тату-мастерской.

 

«Время бежит в одну сторону. Память — в другую» — Уильям Гибсон

Третий, самый интересный и одновременно спорный элемент Observer — это чужие воспоминания и кошмары, которые Лазарски может переживать самостоятельно. Если ищете хоррор, то вам именно сюда. Но готовьтесь к тому, что ужасы будет своеобразными — некие абстрактные, психоделические трипы с бесконечными коридорами, странными видениями и интересными эффектами (и скримерами, куда без них). Например, одна из «допрашиваемых» чувствует чужое присутствие в своём мозгу, и сопротивляется: в эти моменты поднимается самый настоящий ураганный ветер, который выталкивает героя на начало уровня.

Впрочем, чем дальше вы исследуете чужое подсознательное, тем более осмысленным оно становится — жертвы убийцы были связаны между собой, а значит, связаны и их воспоминания. На одно и то же событие мы смотрим под разными углами, словно собирая мозаику. В неё неизбежно просачиваются и воспоминания самого Лазарски, ведь он ищет собственного сына, с которым расстался отнюдь не на дружеской ноте.

Настоящие недостатки Observer вылезают ровно в тот момент, когда главный герой начинает расследовать кровавые убийства. Встроенные в его глаза сенсоры для выявления гаджетов и обнаружения биологических улик — не самое удобное в использовании устройство. Картинку оба дают мутную и очень тёмную, ориентироваться в пространстве с ними тяжело. Сенсор для электроники вообще штука капризная: часть бытовых приборов он вроде бы игнорирует, чтобы не сбивать с толку и не заставлять анализировать бесконечное множество объектов. Но система сообщит об этом только тогда, когда вы подойдёте поближе к заинтересовавшей вас отметке. Не такая, вроде бы, и проблема, но раздражает, а привыкнуть к ней получится только под конец игры.

Конечно, если Observer вообще можно так назвать — скорее, это кино, в котором время от времени всплывают интерактивные элементы. Всё здесь невероятно линейно: вот тебе завязка, конфликт, кульминация, развязка. Вариантов развития событий не так много, серьёзный выбор надо делать всего пару раз. В большинстве случаев всё, что потребуется — послушно идти по коридору, открывать двери, искать улики и время от времени залезать в чужие воспоминания. Просто и прямо, словно рельсы. Но, чёрт возьми, ездить по этим рельсам невероятно интересно. Приятно ли? — другой вопрос, но ведь авторы и не стремятся радовать ваш взор. Они даже пугать вас не собираются. Их цель — сделать всё, чтобы вам стало не по себе, чтобы вы задумались о том, на какие злодеяния способны люди — даже тогда, когда руководствуются благими намерениями. И, конечно, о том, что человек всегда останется человеком — и неважно, какие микросхемы он себе поставит. Уильям Гибсон был бы доволен.

 

Достоинства:

  • невероятно правдоподобная атмосфера пост-советской нищеты и отчаяния;
  • мрачный киберпанк по заветам классиков жанра;
  • чрезвычайно харизматичный герой в исполнении великого Рутгера Хауэра;
  • хороший детективный сюжет;
  • путешествия по чужим сознаниям всегда безумны и интересны;
  • крайне гуманная цена в Steam (499 рублей).

Недостатки:

  • детективные способности не дают нормально ориентироваться в пространстве;
  • серьёзный риск впасть в депрессию после путешествия по локациям;
  • абсолютная линейность уровней может оттолкнуть;
  • очень много вспышек света, которые могут вызвать головную боль;
  • конский ценник на консольную версию (порядка 2500 рублей).
     

Выходные данные

  • Платформы: РС, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: Bloober Team
  • Издатель: Aspyr
  • Дата выхода в России: 8 августа 2017 года
  • Локализация: русскоязычные текст и интерфейс
  • Похожие игры: Condemned: Criminal Origins, Layers of Fear, System Shock, Deus Ex
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно фанатам киберпанка

Скачать на PlayStation 4

Скачать на Xbox One

Скачать на PC и Mac

Автор текста: Полина Есакова

Источник: 4pda.ru

ВоваМобильные игры2084 год. В Кракове никогда не гаснут неоновые огни, а небо, как завещал Гибсон, напоминает телеэкран, настроенный на пустой канал. Главного героя играет Рутгер Хауэр — в кадре, конечно, то и дело мелькают голуби. Сомнений нет: авторы Observer вдохновлялись «Бегущим по лезвию» и прочей классикой жанра. Но не стоит...Новинки виртуальных игр